14:42
Гнаровская

#книгивамрасскажутовойне
ГНАРОВСКАЯ ВАЛЕРИЯ ОСИПОВНА

                           


Книга «Недопетая песня» Геннадия Дугина описывает события суровых дней Великой Отечественной войны. В повести «Девушка из Яндебы» автор рассказывает о становлении характера Героя Советского Союза санинструктора 907 - го стрелкового полка 244 - й стрелковой дивизии Валерии Осиповны Гнаровской, молоденькой девушки, которая сознательно пошла на верную гибель, чтобы спасти раненых бойцов.
Санинструктору Валерии Осиповне Гнаровской было всего девятнадцать лет, когда она совершила подвиг, отдав жизнь во имя спасения раненых бойцов. Валерия окончила курсы медицинских сестер. Из Ишима она ушла на фронт, воевала под Сталинградом.
В июне 1942 г., когда 907-й стрелковый полк 244-й стрелковой дивизии 12-й армии Юго-Западного фронта занимал оборону по восточному берегу реки Северский Донец, в блиндаж командира 1-го батальона вошла щупленькая девушка в солдатской форме.
Ее оставили в батальоне. Только в бою у села Голая Долина Валерия Гнаровская спасла более 40 раненных бойцов и командиров и уничтожила около 30 немецких солдат. Полк участвовал в непрерывных боях с противником, Валерия выполняла свои обязанности санинструктора, вытаскивала с поля боя раненных. Около трёх недель сражались в окружении. Санинструктор Гнаровская была награждена медалью «За отвагу».
В боях на подступах к Сталинграду Валерия Гнаровская находилась на переднем крае и под непрерывным смертельным огнем продолжала оказывать помощь раненым, выносила бойцов из огня и доставляла в медико-санитарную роту. Получив контузию, после которой стала плохо слышать, попала в госпиталь, но вскоре вернулась на передовую.
Весной 1943 г. Валерия была уже на 3-м Украинском фронте. Шел сентябрь 1943 г., на счету Гнаровской было триста раненых солдат и офицеров, которых она вынесла под огнём с поля боя… Это случилось осенним утром сорок третьего года. Наши войска вели напряженные бои на берегах Днепра, особенно ожесточенно враг сопротивлялся на подступах к Запорожью.
Батальон, в котором служила В. Гнаровская, выбил гитлеровцев из полусожженной деревни Вербовая Червоноармейского района Запорожской области. Несколько раз Вербовое переходило из рук в руки, и вот деревня наша. Перевели дух и походным порядком двинулись к Днепру. Впереди шла рота пехоты, за ней двигалась артиллерийская батарея. Едва вышли из деревни и приблизились к лесопосадкам, как попали под пулеметно-автоматный огонь тщательно замаскированной вражеской засады.
Бой был короткий, но кровопролитный. Гитлеровцы бежали, но и у наших были потери. Похоронив убитых, собрали всех раненых, оказали им первую помощь. Разбили в лесопосадках палатки, разместили раненых перед отправкой в госпиталь. С ними осталась старшина медицинской службы Гнаровская.
«Ласточка» ласково называли её бойцы. На рассвете должны были прийти за ранеными машины с красными крестами. Но едва взошло солнце, как послышался нарастающий гул мотора, и Валерия увидела, что из нашего тыла движутся к лесопосадкам два отбившихся фашистских «тигра». Первый танк шел прямо на палатки, подминая кустарник и круша молодые деревца.
В эти критические минуты девятнадцатилетняя девушка поступила так, как велел ей долг истинной сестры милосердия. Она собрала у всех раненых сумки с гранатами и, увешанная ими, кинулась под гусеницы. Раздался оглушительный взрыв, танк замер, окутавшись черным дымом. Валерия погибла, но ценою своей жизни спасла семьдесят раненых бойцов. Это произошло 23 сентября 1943 г… Подоспевшие красноармейцы подбили второй танк. Прорыв был ликвидирован. За совершённый подвиг санинструктор Гнаровская Валерия Осиповна, которой не было ещё и двадцати, была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Девушка из Яндебы
«– Валерка, посмотри, кого к нам Мишка ведёт! Вот это парень!
Валерия обернулась и увидела идущего рядом с Мишкой рослого, широкоплечего военного. Перехваченная ремнями форма сидела на нём ладно. На тёмно-синих петлицах – по два рубиновых квадратика. Мишка и лейтенант подходили всё ближе. Шепоток в стайке девушек стих.
– Знакомьтесь, – предложил Мишка, обращаясь к девчатам. – Мой двоюродный брат Василий Фокин. – В глазах Мишки светилась гордость.
Валерия посмотрела на загорелое лицо лейтенанта и как-то незаметно для себя потонула в его мягких, карих глазах. Сердце девушки забилось чаще.
Школьный струнный оркестр играл вальс.
– Разрешите пригласить вас? – услышала она голос военного и тут же увидела протянутую в её сторону крупную руку.
Соглашаясь, Валерия сделала лёгкий реверанс, и сама удивилась своей смелости.
Василий и Валерия с упоением кружились по залу. Развевались, струились в воздухе длинные, светлые, с искристой рыжинкой волосы девушки.
Гармония строгой военной формы и белого платья, стройность юной пары, её слитность с музыкой…»

***
«…около большой рыжей воронки взрывом раскинуты убитые и раненые.
– Гнаровская, жгут на бедро и перевяжи ногу вон тому красноармейцу, – указал Сидорчук.
Валерия кинулась к раненому, склонилась над ним. Одной ноги не было по колено. Выхватив из сумки ножницы, она располосовала штанину бойца. Из обрубка ноги хлестала кровь… К горлу Валерии подкатила тошнота. Девушка больно прикусила губу, отвела глаза, быстро наложила жгут и широким бинтом мигом обмотала обрубок ноги. «Всё! Теперь в сторону». Валерия кинулась за куст, склонилась, заливаясь слезами. Кто-то бережно придержал её за плечи.
– Ништо, дочка, ништо. Ишшо привыкнешь. Эх, жизнь, мать ты моя муха!
Голос был спокойный, заботливый.
Валерия вернулась к Сидорчуку. Раненые были уже перевязаны. Врач внимательно посмотрел на её заплаканное лицо, и сказал:
Ничего, Гнаровская, бывает. А дело быстро сделала – хвалю.
– Не за что хвалить, товарищ военврач. – Не за что хвалить, товарищ военврач. Е санинструктор я, а мокрая курица.
– Ну-ну не будь такой строгой. Я сейчас организую отправку раненых, а вы идите во взвод.
Подруги пошли обратно.
– Пять убитых и девять раненых, – сообщила Катя. – Хорошо, что от дороги ушли. Капитан говорит: там весь лес перепахан. Здесь они редко кидали.
– Кать, а я ведь струсила, – призналась Валерия.
– Ты думаешь, я не струсила? Струсила, да ещё и как!
Смотрю, взлетает земля, огонь, дерево валится, листья, ветки сыплются, а я двинуться не могу…
– А я ничего не видела. Уткнула нос в землю и больше ничего не помню. Пришла в себя, когда всё кончилось…».

Просмотров: 252 | Добавил: svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]